Нурсултан Назарбаев дал интервью российскому телеканалу

В ходе беседы с журналистом первого российского телеканала Глава государства рассказал об основных аспектах развития сотрудничества между Казахстаном и Россией в рамках Евразийского экономического союза.

Кроме того, Нурсултан Назарбаев остановился на достигнутых результатах и перспективах дальнейшей реализации программы «Один пояс, один путь», а также ответил на вопросы касательно основных аспектов внешнеполитической деятельности нашей страны.

Глава государства также прокомментировал свое Обращение народу Казахстана «Пять социальных инициатив Президента», отметив важность их качественной реализации.

– Одновременно с реализацией пяти социальных инициатив будет подниматься заработная плата учителей. Мы сейчас переходим на обновленное  содержание преподавания в школах, что позволит повысить заработную плату учителей на 30 процентов. Также в системе школьного образования предусмотрены квалификационные категории. Заработная плата учителей, которым будет присваиваться категория, повысится еще на 50 процентов, – сказал Президент Казахстана.

Ожидаемое увеличение объема годового грузооборота между Казахстаном и Китаем по сравнению с 2017 годом может составить 44%. В экспортном сообщении оно вырастет на 39%, в импортном – на 35%. При этом согласованный объем транзита в Китай через территорию Казахстана в 2018 году вырастет в 2,3 раза, из КНР – на 21%.

По итогам двухсторонних переговоров китайская и казахстанская стороны достигли договоренностей по одновременному таможенному оформлению, перегрузу и отправлению международных контейнерных и сквозных поездов на пограничных станциях. Это должно повысить эффективность организации контейнерных и сквозных поездов, следующих по маршруту Китай – Казахстан – Центральная Азия/Европа для максимального сокращения времени их следования.

Транзитный потенциал Казахстана вызывает все больший интерес в мире. Казахстан – уникальная страна, хотя и не имеет выхода к морю, но является связующим звеном между Европой и Азией. Пекин и страны ЕАЭС особо заинтересованы в транзитных возможностях Казахстана.

Астана уделяет особое внимание развитию транзитного потенциала. Так, например, порт Ляньюньган является одним из стратегических узлов за рубежом, ключевой частью государственной программы «Казахстан – Новый Шелковый путь» и новой экономической политики «Нұрлы жол».

На уровне глав государств РК и КНР уже достигнуты соглашения по увеличению объема двусторонних инвестиций и увеличения грузопотока контейнерных поездов, курсирующих по маршруту Ляньюньган – Алматы и транзитом через Казахстан в другие страны Центральной Азии и Европы.

Транзитный потенциал является мощнейшим инструментом реализации возможностей Казахстана обеспечивать и поддерживать международные транспортные потоки между различными регионами. В ряде государств мира, таких как Австрия, Голландия, Сингапур, транзит является значительным источником дохода и играет немаловажную роль в развитии экономики страны.

Казахстан имеет выгодное географическое положение на стыке двух частей света – Европы и Азии – и является ценным стратегическим ресурсом, способным дать стране возможность в полной мере реализовать свой транзитный потенциал, обеспечить эффективную интеграцию страны в мирохозяйственную систему и тем самым поднять экономику страны на новый уровень. Казахстан – самая крупная страна, не имеющая выходов к морю.

Казахстан участвует в развитии международных транспортных коридоров. Работа по этому направлению проводится в рамках ряда интеграционных сообществ и международных организаций, таких как ШОС, Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО ООН), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Центральный совет по железнодорожному транспорту государств –участников СНГ.

По данным Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy, в течение последних лет наблюдается положительная динамика роста объема транзитных перевозок грузов по территории государства, в среднем увеличение составляет 12–13 процентов в год. В основном это обусловлено ростом объемов традиционно перевозимых транзитом по казахстанской железной дороге лесных грузов, нефтепродуктов, сахара, овощей и фруктов, других продовольственных грузов, перевозимых в направлении Россия – республики Центральной Азии.

Кроме того, отмечен рост перевозок в Китай и из Китая в страны Центральной Азии. В этих направлениях транспортируется продовольствие, строительные материалы, химикаты, машины и оборудование.

Реализация транзитного потенциала является одним из приоритетных направлений экономической политики Казахстана. Государственные программы нацелены на формирование эффективных путей использования транзитного потенциала страны: Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2020 года и другие.
В настоящее время торговля между ЕС и Китаем набирает большой темп, товарооборот на данный момент составляет более $500 млрд. Казахстан намерен получить немалую выгоду от транзита товаров и нарастить долю в грузопотоках между ними с 1% до 8% к 2020 году.

Одним из основных транспортных коридоров для РК и всего ЕАЭС остается северный коридор (Китай – Казахстан – РФ) Трансазиатской железнодорожной магистрали, который выходит на Транссиб и БАМ, а также создаваемая автомагистраль Западная Европа – Западный Китай, которая рассматривается в контексте северного пути экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).

В целом увеличение объемов транзитных перевозок стало возможным благодаря проводимым мероприятиям в области модернизации, ремонта и развития магистральной железнодорожной сети, автомобильных дорог, инфраструктуры аэропортов, развития международного сотрудничества.

Росту перевозок транзитом способствовало предоставление клиентам конкурентоспособных тарифных ставок. Так, к примеру, за последние годы предоставлялись понижающие коэффициенты к тарифам на железнодорожную перевозку глинозема, бензина, металлопроката, удобрений, продукции химической промышленности и других грузов.

Благодаря этим понижающим коэффициентам в 2006 году удалось привлечь в Казахстан приблизительно 700 тысяч тонн транзитных грузов.

Стоит отметить, что уже транзит через Казахстан превышает транзит через Восточную Сибирь и Дальний Восток. С 2012 по 2014 год объем транзитных перевозок из стран Восточной Азии, прежде всего КНР, в Европу через Казахстан увеличился более чем в 2 раза – с 39,1 до 91,5 тыс. тонн. Транзит через Восточную Сибирь вырос всего на 4,4 тыс. тонн – с 68,7 до 73,1 тыс., а через Дальний Восток – на 0,8 тыс. тонн, с 4,6 до 5,4 тыс.

Во всех направлениях могут быть использованы транзитные возможности Казахстана. Транспортный комплекс страны представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, а также водным и воздушным. Основным видом транспорта в Казахстане является железнодорожный, на долю которого приходится 44% общего грузооборота.

Источник — liter.kz

  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
  • linkedin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *